Экскурсия. Организация экскурсионной, анимационной и досуговой деятельности

1. Управление экскурсионной деятельностью

Экскурсионная деятельность – это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения.

Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения.

Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.

Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музейных, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги, то есть являются туроператорами.

На практике наблюдаются различные варианты соединения вышеуказанных функций в рамках одной экскурсионной фирмы. Начинающие фирмы, занимающиеся в основном пассивным туризмом, со временем разрабатывают свои экскурсионные услуги и взаимодействуют с фирмой партнером на взаимовыгодных условиях.

Экскурсионная фирма одновременно является турагентом, привлекая к данной деятельности экскурсоводов, руководителей туристско-экскурсионных групп, преподавателей школ, работников профсоюзов и поручая им роль турагента. Она может выступать и в качестве продавца экскурсионных услуг, разработанных другим туроператором, и может создавать свой пакет туристско-экскурсионных услуг, если обнаружит на рынке необходимый для него спрос.

Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания.

Следует сказать, что экскурсионная программа обслуживания – это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктом экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела туристской фирмы).

Задача программы экскурсионного обслуживания подразумевает достижение целей, которые бывают:

  • познавательными (историческая, архитектурно градостроительная, литературная, искусствоведческая, природоведческая тематика);
  • развлекательными (отдых, спорт);
  • профессиональными (деловые, бизнес туры, участие в выставках, ярмарках и др.);
  • прочими (паломничество, хобби, обучение, повышение квалификации и др.).

По содержанию программы бывают ознакомительными и тематическими.

Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.

Ознакомительная экскурсионная программа

Цель тематической программы обслуживания – расширение познания экскурсантов по определенной тематике (особенно в познавательных турах), а также организация и предоставление других услуг.

Выделяют ряд этапов разработки экскурсионных услуг:

  • определение целей и задач экскурсии;
  • выбор темы;
  • отбор литературы и составление библиографий;
  • знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии;
  • объезд или обход экскурсии;
  • подготовка контрольного текста экскурсии;
  • комплектование «портфеля экскурсовода»;
  • выбор методических приемов проведения экскурсии;
  • определение техники проведения экскурсии;
  • составление методической разработки;
  • подготовка индивидуального текста;
  • прием (сдача) экскурсии;
  • утверждение экскурсии в качестве продукта экскурсионной фирмы.

Ответственные за проведение экскурсий предприятия должны иметь в своем штате специально подготовленных и знающих родной для туристов язык профессионалов (гидов). Отсутствие гида переводчика или его непрофессионализм способны сильно испортить впечатление туриста от поездки. Требования, предъявляемые к гиду переводчику, различны, но основными из них являются следующие:

  • знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;
  • творческий подход к своей работе, умение «заразить» своей любовью к городу, стране всех присутствующих в группе;
  • систематическая работа над расширением своего общего кругозора, совершенствование профессиональных знаний и знаний иностранного языка, соблюдение установленных норм и правил поведения, корректность во взаимоотношениях с туристами.

Обязанности гида переводчика:

  • хорошее знание и строгое выполнение правил приема и обслуживания иностранных туристов;
  • сопровождение группы туристов в поездке, начиная от первого и заканчивая последним пунктом программы;
  • обеспечение устного перевода во время проведения всех запланированных организаторами тура мероприятий;
  • строгий контроль за выполнением администрациями объектов размещения и системы питания требований обслуживания иностранных туристов;
  • систематическое самообразование и научная деятельность (составление методик и лексических пособий, написание новых текстов экскурсий, комплектование и пополнение портфеля экскурсовода и др.) в свободное от работы время.

В экскурсионное обслуживание также включаются услуги сопровождения и услуги «встречи проводы». Групповая туристская поездка за границу требует грамотной и четкой организации процессов, связанных с переездом группы туристов, ее доставкой к месту размещению, размещением туристов в отеле (отелях), дальнейшим прохождением всех этапов программы пребывания, данная обязанность возлагается на так называемого турлидера.

2. Экскурсия. Понятие и сущность

Туризм и экскурсионные услуги являются частью социально-экономической и культурной жизни общества. Экскурсионные программы всегда сопровождают туризм. Почти в каждый тур включены групповые или индивидуальные экскурсии. Но экскурсия не всегда является составляющей тура, она может существовать отдельно как процесс познания окружающей действительности и приобретения новых знаний. И.М. Гревс в своей статье «Монументальный город и исторические экскурсии» (1921 г.) писал: «Часто то, что из книги и устной беседы приобретается лишь медленно и ложится в сознании туманным пятном или отвлеченным, неопределенным понятием, то в экскурсии озаряется ярким светом, превращаясь в отчетливый образ…»

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл II, ст 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также о налоговых льготах на развитие данных видов туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

экскурсия

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русском языке это слово появилось в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».

С момента появления в русском языке данного понятия в его определение вкладывалось различное содержание. Формулировки отражали расхождение во взглядах на экскурсию. В словарях можно встретить следующие толкования термина:

Экскурсия (от лат. excursio – поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Экскурсия (от лат. excursio – поездка) – 1. Коллективное (реже индивидуальное) посещение чего-либо (музея, выставки, мемориала и т.п.), поездка кудалибо с образовательной, познавательной целью. 2. Организованный тематический показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, какихлибо сооружений, механизмов и т.п.), сопровождаемый объяснениями. 3. Группа лиц, для которых производится организованный показ чего-либо.

Основоположники русской экскурсионной школы в своих трудах дают следующие определения «экскурсии»:

«Экскурсия (лат. excursio, excursus) – это значит выход, выезд (специально – вылазка); в нашем случае – выступление учащихся из места обычного пребывания (школы и дома), путешествие к определенной цели; это образовательная поездка, совершаемая подготовленною и объединенною группою ищущих знания под руководством одного (или нескольких) из тех, кто призван им организованно помогать; это погружение их в широкий мир для непосредственного изучения самостоятельным трудом, личными и коллективными силами подлинных объектов, которые намечены избранною темою, в их естественной обстановке, среди природы, человеческой культуры или обеих вместе»[с.48] (Гревс И.М. «Природа «экскурсионности», 1925 г.)

«Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при котором группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения» (Герд В.А.)

«Экскурсия есть вид моторного завоевания знаний при помощи передвижения своего тела в пространстве. Это и составляет специфические признаки экскурсионного метода. Где нет этого признака, там нет и экскурсии» (Райков Б.Е. «Методика и техника ведения экскурсий», 1922 г.)

Ученик И.М. Гревса и известный экскурсионист ХХ в. Н.П. Анциферов дает следующее определение: «Экскурсия — есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале,доступном созерцанию» (1923 г.)

Емельянов Б.В. в учебном пособии «Экскурсоведение» пишет, что «экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними»; «экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы».

В современных учебниках и пособиях можно встретить следующие определения термина:

Экскурсия – широко распространенная форма коротких туристских мероприятий и во внутреннем, и в международном туризме. Экскурсия относится к познавательно-культурным мероприятиям и выполняет функции получения информации, расширения кругозора, организации культурного досуга и отдыха.

Экскурсия – это поездка с учебной или научной целью; коллективное посещение какой-либо местности, предприятий, музеев с научной или образовательной целью; коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью; посещение достопримечательных чемлибо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности), форма и метод приобретения знаний. Проводится коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Экскурсия – одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, в окружающей действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда.

В ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» дано ниже приведенное определение: «экскурсия – услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки».

В приведенных выше определениях можно отметить некоторые расхождения, поскольку задачи и цели экскурсии менялись со временем, что повлияло на формулировку определений. Несомненно, формулировка определения экскурсии отражает влияние времени на отношение автора к сущности экскурсии.

В XVIII в. сущность экскурсии сводилась к обычной прогулке, поездке для сбора трав, грибов и т.п. Выезды на природу были развлечением и отдыхом.

В конце XIX – начале ХХ вв. появляются и активно применяются школьные экскурсии, которые делились на два типа:

  1. «Образовательные путешествия» и экскурсии в природу, которые ставили своей целью общее поверхностное знакомство с природой посещаемого места и культурными объектами. Участники подобных экскурсий были очень перегружены информацией, а материал был разрозненным.
  2. «Учебные экскурсии», которые стали частью преподавания школьных дисциплин. Подобные экскурсии осуществляли принцип наглядности и развивали в учащихся умение самостоятельно приобретать знания путем наблюдения. С появлением таких экскурсий сущность их рассматривается уже в педагогическом контексте. Экскурсия стала методом преподавания. И.М. Гревс отмечает, что «экскурсия – одна из движущих сил «курса», т.е. всей совокупности школьной работы». Но он особенно подчеркивает, что полностью заменить учебный процесс экскурсиями было бы ошибкой. «Превращение экскурсий в школьную обыденщину обесценит их в сознании учеников».

Студенты, чья специализация сориентирована в области «человек-человек», в первую очередь должны развивать профессиональные коммуникативные навыки.

Разработка темы экскурсии начинается в процессе обучения в рамках дисциплины «Экскурсоведение», программа которой включает занятия по краеведению, экскурсоведению, методике подготовки и проведения экскурсий на различные темы. Выбор темы экскурсии студентам диктуется их интересами, уровнем знаний, а также потребностями внешней среды.

Пример экскурсии для студентов «Экскурсия по университету. Краткая аннотация проекта»

Университет имеет богатейшую историю. Каждый его корпус хранит свои тайны и является культурным наследием города. Всем, кто имеет отношение к университету будет интересно узнать о нем побольше. А те, кто не имеет к нему отношение, несомненно, заинтересуется историей и современностью этого старинного ВУЗа, и несомненно захочет приобщиться к нему в качестве учащегося или партнера!

Содержательная часть:

  • Цель – познакомить обучающихся в университете с историей корпуса и факультета, потенциальных абитуриентов заинтересовать в обучении на факультете;
  • Придя на обучение, студенты многого не знают о своем университете, о своем факультете. Главная задача — помочь им узнать больше о месте их обучения, научить любить родные стены и гордиться ими.
  • Основные экскурсанты – школьники, учащиеся техникумов, студенты первых курсов. Заинтересованные стороны проекта – музей истории Университета, партнеры;
  • Ресурсы проекта — человеческие;
  • Мероприятие – экскурсия 1 – 1,5 академических часа. Сроки – по мере подготовки кадров.
  • Бюджет не требует финансовых вложений.
  • Ожидаемые результаты – PR факультета, информационное оповещение потенциальных абитуриентов, партнеров.

Стоит отметить и точки зрения разных экскурсионистов на сущность экскурсии в один и тот же период времени. Например, петроградский экскурсионист и профессор И.М. Гревс считал, что сущность экскурсионности, ее «душа» заключается в «путешественности». В психологии путешественности Гревс видел важный источник для развития экскурсионного дела, поскольку во время путешествия-экскурсии происходит взаимообогащение личности и окружающего мира. «Экскурсия – путешествие в мир, хождение по миру, с целью его познания, для деятельностного слияния с ним и потом воздействия на него» (Гревс И.М., 1926 г.)

Другой представитель петроградской ветви экскурсионной школы Б.Е. Райков определял «моторность» главной составляющей частью сущности экскурсионности, считал, что основа экскурсии состоит впередвижении тела в пространстве.

В основе подхода к сущности экскурсии московского экскурсиониста Н.А. Гейнике лежит формирование зрительного восприятия, т.е. умения «видеть», подмечать не только значимые детали, но весь памятник в историко-культурном контексте.

Гейнике не настаивал на выделении какого-либо одного признака экскурсии, он считал, что «сущность экскурсионного метода определяется не одним только признаком, а рядом характерных особенностей». Сущность экскурсии Н.А. Гейнике определяет следующим образом: «В основе экскурсионной работы идут зрительные впечатления, почти всегда сопровождаемые и осложняемые восприятиями моторного характера; работа экскурсанта носит активный и творческий характер; особая углубленность этой работы является следствием коллективности; образовательные цели экскурсии достигаются ее тематичностью».

С дальнейшим развитием экскурсионного дела, с появлением разнообразных тем экскурсий, форм и методов ее проведения усложнилось и содержание сущности экскурсии.

В современной практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

  • а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;
  • б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
  • в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
  • г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
  • д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
  • е) как мероприятие по одному из направлений воспитания — патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
  • з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;
  • и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Из этого следует вывод, что сущность экскурсии носит комплексный характер. Как и сама экскурсия, ее сущность многопланова, поэтому рассмотрение любой конкретной экскурсии в одном из названных аспектов не дает возможности для полноценного выявления ее сущности.

3. Классификация экскурсий

Современное экскурсионное дело охватывает большой круг явлений в области культурного досуга, туризма, просветительской работы. В течение многих лет формировались различные виды экскурсий, и в настоящее время продолжают появляться новые экскурсии, отвечающие современным тенденциям и потребностям. Многообразие видов экскурсий требует упорядочения и систематизации, т.е. классификации. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

Одну из первых попыток классифицировать экскурсии сделал И.М. Гревс.

Он делил экскурсии на следующие группы:

  1. Географические, преимущественно в области этнографии (изучение материальной и духовной культуры в прошлом и настоящем народов и широких масс), а также в области физической географии, поскольку она обращается к выяснению естественных условий развития культуры.
  2. Культурно-исторические. Это опять широкая сфера для анализа и синтеза явлений по различным граням жизни человечества, изучаемым на основании памятников далёкого и близкого прошлого, а также области хозяйства, материального быта, общественного строя, образованности, религии.
  3. Художественные. Экскурсии могут строиться по различным планам:

а) по предметам — в области архитектуры, скульптуры и живописи, также по прикладным искусствам, или направляясь к сложным сочетаниям памятников разных видов; б) по подходу — эстетическому, историко-художественному, культурно-бытовому. Тут могут утилизироваться различные точки отправления: музей, живой памятник в естественной обстановке, сама подлинная природа.

  1. Литературные. Это совсем новый вид экскурсий. Методика их остаётся ещё колеблющейся и субъективной, но перспективы они открывают неожиданно ценные и привлекательные. Они имеют целью иллюстрировать и углублять изучение биографий писателей, познание их творчества, комментировать их произведения памятниками, вводимыми ими в круг изображения, и освещать памятники их словами.
  2. Краеведческие, современные. Они направляются к ознакомлению с тем, как живет город, край, страна ныне в различных сторонах своего быта с тенденцией к построению синтетической картины всей жизни данного общежития или местности. <…> Cтарое исчезает, новое образуется в народной жизни; надобно фиксировать изучением следы старины, подмечать рождение новых форм и течений, выяснить влияние свершившейся перемены на существование масс и групп населения в различных местностях и сферах материальной, социальной и духовной жизни. Это новое экскурсионное направление в сторону современного обществоведения только намечается, но его надлежит детально развивать.

В настоящее время принято пользоваться классификацией, предложенной Б.В. Емельяновым.

Он предложил классифицировать экскурсии:

  • а) по содержанию;
  • б) по составу и количеству участников;
  • в) по месту проведения;
  • г) по способу передвижения;
  • д) по продолжительности;
  • е) по форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов. Задача экскурсии – показать наиболее известные, значимые памятники и рассказать о них самую общую информацию, используя как исторический, так и современный материал.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Задача такой экскурсии – углубленное раскрытие избранной темы, что требует тщательного отбора материала, ориентированного на конкретную аудиторию.

Тематические экскурсии подразделяются на:

  1. Исторические (историко-краеведческие; археологические; этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей; военноисторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи);
  2. Производственные (производственно-исторические; производственноэкономические, например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.; производственно-технические; профессионально-ориентационные для учащихся);
  3. Природоведческие (экологические);
  4. Искусствоведческие (историко-театральные; историко-музыкальные; по народным художественным промыслам; по местам жизни и деятельности деятелей культуры; в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов);
  5. Литературные (литературно-биографические (по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д.); историколитературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы; литературно-художественные (поэтико-текстовые экскурсии или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя);
  6. Архитектурно-градостроительные (экскурсии с показом архитектурных построек данного города; экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии по новостройкам).

Следует отметить, что изолировано друг от друга экскурсии существуют редко. Чаще материал разных типов экскурсий перекликается между собой.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные и групповые, для местного населения и приезжих туристов, взрослых и детей (школьники, дошкольники) и т. д.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, ландшафтные (в садах, парках, природных заповедниках), трассовые (экскурсии, проводимые во время движения на дальние расстояния), комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта (автобусы, автомобили, троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты, велосипеды, животные и т.д.)

По продолжительности выделяют экскурсии от одного академического часа до 24 часов.

По форме проведения экскурсии тоже могут быть различными:

  • экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
  • экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
  • экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
  • экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;
  • экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

  • экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
  • экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
  • экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
  • учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
  • пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
  • показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
  • рекламная экскурсия.

Несмотря на многообразие и различие видов экскурсий, есть общие признаки для всех экскурсий:

  1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
  2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуальные посетители).
  3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
  4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
  5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
  6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
  7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

В связи с активным развитием информационных технологий и Интернетпространства в настоящее время наряду с классическими экскурсиями появляются «виртуальные экскурсии». Ведущее место в таких экскурсиях занимают виртуальные экскурсионные объекты, представляющие собой трехмерные модели. Посетитель сайта может осмотреть их сам или с экскурсоводом, который в данном случае представлен лишь голосом за кадром.

Виртуальные экскурсии могут быть частью классической экскурсии, они позволяют заглянуть в места, которые недоступны для реального осмотра экскурсантами, сделать экскурсию более полной и интересной.

4. Подготовка экскурсии. Методические приемы проведения экскурсии

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный и часто длительный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность напрямую зависят от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

Каждая экскурсия независимо от темы, вида и формы проведения имеет следующие смысловые части: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

  • организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
  • информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и
  • продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены общей темой. Подтемы соединяются между собой посредством логических переходов.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно состоит из двух частей: первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии; вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

  • разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
  • подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

  1. Предварительная работа – выбор темы, подбор и изучение материалов для будущей экскурсии; отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
  2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала и составление контрольного текста экскурсии; формирование «портфеля экскурсовода» (т.е. фотоматериалов, копий документов, репродукций картин и т.п.); выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; составление технологической карты экскурсии; написание индивидуальных текстов экскурсоводами; контрольный обход или объезд данного маршрута.
  3. Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте (проведение пробной экскурсии). Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

После утверждения экскурсии экскурсовод получает право на ее проведение. Любой экскурсовод проводит экскурсию с использований разных методических приемов.

Экскурсия – это одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, в окружающей действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это уже будет не экскурсия, а просто лекция или беседа. Экскурсия, лишенная рассказа, останется просто осмотром достопримечательностей, влияние которого на сознание экскурсантов будет минимальным.

Учитывая данное выше определение, методические приемы можно разделить на две группы: приемы показа и приемы рассказа.

Рассмотрим кратко приемы показа и рассказа, применяемые в экскурсионной практике, приведенные Б.В. Емельяновым в учебном пособии «Экскурсоведение».

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра используется, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Экскурсовод может пригласить экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта или сориентировать группу на те особенности, которые нужно отметить в ходе последующего наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама местности. Здесь важно правильно акцентировать внимание экскурсантов на отдельных объектах, раскрывающих тему экскурсии, после осмотра всей панорамы в целом.

Сущность приема зрительной реконструкции (воссоздания) заключается в словесном восстановлении первоначального облика здания, места сражения, исторического события. При недостатке зрительной информации на месте стоит прибегнуть к использованию материалов «портфеля экскурсовода».

Прием локализации событий играет важную роль в конкретизации событий. Этот прием дает возможность обратить внимание участников экскурсии именно на то место, где произошло какое-либо событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей (или выделения конкретного объекта из ряда других объектов, расположенных в том же месте) с целью последующего глубокого наблюдения. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания явятся предметом показа. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие этого приема в экскурсии связано с методом синтеза –соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с изображением другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты видели ранее. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия. Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения, движение вокруг объекта или движение по направлению к объекту. Этот прием дает возможность вести многоплановый показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена.

Методические приемы рассказа

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте. По своему содержанию и построению прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц, представляющая собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

Прием объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.

Прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

Прием репортажа– это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения. Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения, и рождается нечто новое.

Прием цитирования. Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. К цитированию прибегают для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением.

Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Вопросы можно разделить на несколько видов:

  • а) вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответ;
  • б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса;
  • в) вопросы, на которые отвечают экскурсанты; заостряют внимание экскурсантов на содержании экскурсии и помогают лучше уяснить подтему.

Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. В рассказе о событиях более близких экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители. Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам с предложением подумать, вспомнить, объяснить что-либо. Задача этого приема – заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение.

Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, содержание которых раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

Прием соучастия. Задача этого приема – помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе…»

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию, заменив монологическую форму материала открытым диалогом.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретной личности. Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы.

Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Его задача снять усталость.

Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты, затем – более значительные и, наконец, самые интересные.

Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.

В рассказе используется также методический прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.

В связи с обилием существующих методических приемов экскурсовод должен грамотно их использовать при разработке экскурсионной программы.

Следует также помнить о правильном совмещении приемов показа и рассказа. Нельзя загрузить в программу экскурсии все возможные методы, поскольку не каждый из них подойдет к использованию в конкретной теме экскурсии.

5. Экскурсионный сервис. Основы подготовки нового экскурсионного маршрута

Экскурсионный сервис – туристский сервис по проектированию, внедрению и проведению экскурсионных мероприятий.

Общие требования к экскурсионному сервису:

  1. Экскурсионный сервис оказывают юридические лица и единоличные бизнесмены в согласии с текущим законодательством РФ и нормативно – правовыми документами.
  2. Основными требованиями к экскурсионному сервису являются:
  • пропорциональность функциональному назначению (насыщенность информацией);
  • точность и актуальность исполнения;
  • пропорциональность условиям сохранности;
  • качество обслуживания.
  1. Экскурсионный сервис должен находиться в соответствии с функциональным назначением – соответствием тематики экскурсии, представленной в программе, доступность и содержательность изложения сведений для экскурсантов соответствующих категорий. Исполнители экскурсионного сервиса обязаны предоставлять потребителям истинные и актуальные сведения об оказываемом сервисе согласно действующему законодательству, правилам предоставления услуг по продаже туристской продукции, в частности, инструктирования для экскурсантов, которое включает нормы и правила поведения во время предоставления экскурсии и др.
  2. При оказании экскурсионного сервиса необходимо придерживаться требованиям точности и актуальности исполнения экскурсии в полном согласии с программой и обязательством на предоставление экскурсионного сервиса.
  3. Экскурсионный сервис должен находиться в соответствии с требованиями защищенности.
  4. Качество обслуживания гарантируется исполнителем экскурсионного сервиса с использованием материально-технической и научно-методической баз и высокой профессиональной подготовкой экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и сопровождающих лиц.
  5. Материально-техническая база исполнителя экскурсионного сервиса обязана способствовать разработке и реализации экскурсионных услуг в согласии с требованиями установленного регламента самостоятельно либо посредством соисполнителей, базисом которых, являются заключенные договора.
  6. Обязательным требованием к научно-методическому комплексу исполнителя выступает наличие, а также применение в экскурсионной работе актуального экскурсионного методического инструментария, включающего применение научно доказанных приемов и способов подготовки, организации и реализации экскурсий, включая элементы подготовки и модернизации квалификационных показателей персонала.
  7. Приоритетными требованиями к экскурсиям выступают: познавательная особенность, научное содержание, воспитательное воздействие, наглядность, актуальность, массовость, качество предоставления изложенного материала, разнообразный подход к экскурсантам всевозможных категорий.
  8. Текст экскурсии обязан находиться в соответствии со следующими критериями: ясностью изложения, четкостью формулировки, необходимым (достаточным) объемом фактического материала и информацией по теме, литературным языком.
  9. Траектория экскурсии должна быть сформирована в логическом хронометраже, обеспечивать раскрытие тематики, доступность и комфортабельности осмотра объекта показа (специально оборудованные площади), предполагать отсутствие продолжительных пауз в показе и рассказе экскурсовода, наличие санитарных и парковочных мест для транспортного средства.
  10. К моменту оказания экскурсии настоятельно рекомендуется обладать несколькими вариантами движения экскурсионной команды в целях возможного изменения траектории.

Маршрут экскурсии – это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы.

Маршрут экскурсии

Существует несколько основных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся личностей, в которых экскурсантов знакомят сначала с более ранними фактами биографии человека, а затем подают материал, придерживаясь хронологической канвы.

По тематическому принципу строятся экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (области), например, «Санкт-Петербург научный», «Санкт-Петербург театральный» и т. п. Хронологический принцип может быть реализован внутри отдельных подтем экскурсии. В этом случае мы имеем дело с тематико-хронологическим комидиционным принципом, на основе которого строятся городские обзорные экскурсии.

Наконец, географический принцип предполагает следование каким — либо ориентирам на местности: «Невский проспект», «Санкт-Петербург с борта теплохода».

Перечисленные композиционные принципы построения экскурсионного маршрута редко выступают в чистом виде, как правило, они комбинируются, проявляют себя на разных участках экскурсии.

При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются следующие обязательные требования:

  1. маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой, не контрастировали друг с другом;
  2. экскурсионный маршрут должен быть компактным, переезд или переход между объектами не должен превышать 10 — 15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;
  3. на маршруте должны находиться благоустроенные остановки, в том числе санитарные, и места парковки транспортных средств;
  4. по пути следования экскурсионной группы должны отсутствовать повторные проезды или проходы по одному и тому же участку маршрута, так называемые «петли»;
  5. при составлении маршрута должна учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.

К моменту проведения экскурсии, наряду с основным маршрутам, целесообразно иметь несколько запасных вариантов движения группы на случай возможных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.

При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами. Разработка транспортного маршрута завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Составление маршрута экскурсии строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

  • показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута, то есть так называемых «петель»;
  • наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
  • переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
  • наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы.

При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

  • ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
  • уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
  • освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
  • провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
  • проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
  • выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
  • выбрать методику ознакомления с объектом;
  • в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории, времени проведения экскурсии, особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде и др.).

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, храм Спаса на Крови в СанктПетербурге на месте гибели царя Александра II).

Экзотичность может быть природного характера (например, сталактитосталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).

Выразительность объекта, т.е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, мосты в Санкт-Петербурге).

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Маршрут не должна быть перегружен большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает его длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2–4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15–20 экскурсионных объектов.

В маршрут могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты).

Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке.

Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам – книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем, при работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

  1. наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
  2. историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
  3. местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т.д.);
  4. описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
  5. источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
  6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
  7. охрана памятника (на кого возложена);
  8. в каких экскурсиях памятник используется;
  9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.

Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 1970-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников – мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области и т.д.).

Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения.

Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры.

6. Интерактив в экскурсионной деятельности

Главное правило экскурсоводов – работать с подлинными вещами. Применение «интерактива», виртуальности и театральности, без демонстрации подлинников превращается в шоу.

Экскурсионная работа основана на сочетании просветительства и серьезного научного исследования. Использование в этом воспитательно-образовательном процессе ключевых приемов различных видов искусств всегда дает интересный эффект. Например, исторический костюм позволяет настроить слушателей, направить их интерес на определенную тему, а также может служить своеобразным наглядным пособием или живой демонстрацией подлинных предметов. Грамотное использование атрибутики в работе экскурсовода помогает слушателям погрузится в среду исследуемого объекта.

Существует несколько вариантов разнообразить экскурсию с помощью интерактива. В основном такие варианты направлены на детскую аудиторию и молодежь.

Во-первых, это виртуальные экскурсии. В них можно погрузиться на выставках. Например, интерактивная передвижная выставка «Романовы. Моя история», здесь посетители могут сами подойти к планшетам, установленным в каждом зале и найти интересующую их информацию. Многие музеи сейчас имеют виртуальную экскурсию по своим залам. Возможности таких экскурсий заключаются в том, что, зайдя в компьютерную сеть, вы можете не только прогуляться по залам музея, но и узнать все об экскурсионных объектах, и даже погрузится в атмосферу времени создания данного объекта. Например, в виртуальной экскурсии по Русскому музею, вы можете не только осмотреть территории снаружи и с высоты птичьего полета, можно также пройтись по залам, и, сосредоточившись на любимой картине побывать внутри ее. Т.е. зайти за грань картины и посмотреть более подробно на детали, быт и местность того, что хотел отобразить художник.

Во-вторых, это театральные, костюмированные экскурсии.

Такие экскурсии не редкость на исторические и военные темы. Как правило, в этом случае гиды, применяющие в своей работе униформу, занимаются реконструкцией. Это принципиально важно, т.к. они не просто надевают форму, а тщательно изучают период, в которые она применялась. Поэтому могут рассказать все о том, что на них надето. Помимо одежды в качестве реквизита используются макеты вооружения, на военных экскурсиях.

Например, экскурсантам предлагается примерить шинель и каску на маршруте. Обязательный элемент военно-патриотических экскурсий – полевой обед. Обед позволяет погрузиться в атмосферу «военного привала», неформально пообщаться между собой и гидом, спокойно рассмотреть весь реквизит (форму, ложки, кружки, котелки), сфотографироваться, сделав постановочные кадры. Перед началом такой экскурсии, необходимо предоставить участникам раздаточные пособия (карты, планы, схемы сооружений), чтобы они лучше представляли себе, где находятся и «как это выглядело». Люди с таких экскурсий могут брать на память гильзы, куски колючей проволоки.

Иногда костюмированные экскурсии могут совмещаться с событийными фестивалями. Например, средневековый фестиваль в Выборге или Судаке. Экскурсовод, сопровождающий туристов, находится в средневековом облачении и подготавливает туристов к историческому контексту, в который им предстоит погрузиться на мероприятии. Для экскурсантов костюмы оживляют городской пейзаж, то пространство, которое они, собственно, приехали фотографировать.

В-третьих, это экскурсии-игры или экскурсии-квесты.

Например, игра-экскурсия «Тайна Гатчинского замка (поиски клада)». Сотрудниками были составлены сценарный план и методическая разработка игрыэкскурсии, а также проведены специальные занятия по подготовке экскурсоводов к новому виду работ.

Цель данной программы – с помощью игровых элементов рассказать об истории создания дворца, о строивших его архитекторах, о самом дворце и его первом венценосном владельце – Павле Петровиче. Экскурсия-игра включает в себя и театрализованные элементы: появление перед детьми императрицы Марии Федоровны в платье XVIII в., также предлагаются костюмы для капитана играющей команды, для фрейлины, пажа, кавалергардов, которых выбирают из своей группы сами школьники. Игра подразумевает прослушивание экскурсии в парадных залах и на части экспозиции третьего этажа, затем сопровождающий группу экскурсовод задает школьникам вопросы по прослушанной экскурсии и дает задания, после чего дети отправляются на поиски карты с указанием места размещения клада.

Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). Квест-экскурсия — это экскурсия без традиционных гидов, погружение в атмосферу времени, комбинация экскурсии и поиска приключений (путешествия), в процессе прохождения которой исторические реалии и новеллы о людях, создававших биографию Города, чередуются с увлекательными загадками и головоломками, а город предстает то хорошо узнаваемым, как на туристических открытках, то пойманным в неожиданном ракурсе.

Участники познают Город, знакомясь с новыми фактами его биографии. Групповой квест может проходить в виде экскурсии с элементами квеста (в каждой точке команда выполняет определенное задание, которое выдает ей гид), либо в форме соревнования, где участники получают весь пакет-легенду, и должны под наблюдением и с помощью гида, самостоятельно искать различные знаки и архитектурные особенности внутри города.

Методологически квест-экскурсии включают в себя черты как игрового квеста, так и экскурсии:

  1. Наличие индивидуальных экскурсантов или группы (до 50 чел.);
  2. Значительная протяженность по времени (до 24 суток, в исключительных случаях – до 2 суток);
  3. Совмещение в экскурсии элементов игры и экскурсии: интересен этот вид экскурсионной деятельности тем, что в этой форме не предполагается традиционное участие гида – экскурсовода, и, казалось бы, традиционные объекты предстают в несколько ином ракурсе;
  4. Строго определенная тематика экскурсии с четко выстроенной сюжетной линией, которая определяется стержнем осмотра;
  5. Знакомство с объектами происходит к процессе игры и выполнения определенных заданий, заданных экскурсоводом;
  6. Определение цели, к которой должны прийти участники квеста;
  7. Наличие заданий – препятствий, которые интригуют участников и заставляют переживать маршрут совместно всем коллективом (иногда квест-экскурсионные маршруты используют в некоторых тренингах тимбилдинга именно по причине той составляющей, которая способствует коллективному сопереживанию и командообразованию).

Детской и юношеской аудиторией очень востребованы квест — маршруты, которые проходят практически без взаимодействия с экскурсоводом: на старте выдается маршрутный лист с заданиями и больше общения с экскурсоводом не предусматривается. Одним из современных видов квест-экскурсий становится геокешинг – проведение занимательных квест-экскурсий с помощью современных способов GPS – локации.