Права человека. Теория, методы и принципы прав человека

1. Теория права человека как общественная наука

 В последние годы в системе общественных наук занимает особое место такая новая отрасль научных знаний, как наука прав человека. Идея ее зарождения появилась за рубежом еще в 1970—1980-х гг., а в нашем государстве — в начале 1990-х гг. Необходимость ее формирования аргументировалась актуальностью знаний о социальнополитическом и нравственно-правовом положении человека в системе национальных и международных общественных отношений, поиском новых научных подходов при решении современных гуманитарных проблем, накоплением теоретических знаний и опыта, а также изучением эффективности деятельности учреждений по правам человека. Формирование новой науки о правах человека было связано с необходимостью дальнейшего развития теории и диктовалось потребностями практики.

Наука прав человека формировалась на протяжении трех этапов.

Первый этап включает в себя критический анализ действующих правовых актов и практики их применения, ее обобщение, углубленное изучение проблем, связанных с законодательным регулированием данной группы общественных отношений.

В нашем государстве серьезная нормативная база в сфере прав человека появилась недавно, с началом демократических преобразований. Впервые Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР; в 1993 г. эти права были закреплены в Конституции Российской Федерации, которая органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты. Впервые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации стали составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, должны применяться правила международного договора.

В 1948 г. 10 декабря в Париже резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В нашей стране были приняты такие важные нормативные правовые акты, как:

  • Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»;
  • Федеральный закон от 20.03.2001 № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свободе»;
  • Федеральный закон от 04.11.1995 № 163-ФЗ «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека»;
  • Федеральный закон от 20.05.2002 № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»;
  • постановление Верховного Совета РСФСР от 11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»;
  • постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Созданная законодательная база позволила проводить научные исследования и обобщения, вырабатывать соответствующие рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию, обобщать судебную практику по правам человека в России, сравнивать ее с зарубежной.

Следующий этап — формирование научных школ в ходе постепенной наработки теоретического материала, научных дискуссий и обмена мнениями, следствием которых становится солидаризация ученых, придерживающихся одинаковых взглядов на те или иные вопросы науки прав человека.

Специфика и сложность изучения науки прав человека состоит в том, что необходимо постоянно обращаться к различным отраслям знаний, в частности к работам в области философии, политологии, социологии, общей теории государства и права, различных отраслей права, и прежде всего — конституционного.

Рост числа научных работ и статей за последние несколько лет свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме прав человека. Вопросы правового положения личности, обеспечения и защиты прав на всех уровнях обстоятельно разработаны в ряде монографий, сборниках и материалах научных конференций и симпозиумов.

Третий этап — создание научной правовой доктрины. Ему предшествует завершение процесса формирования научных школ, обладающих четко структурированной системой научных знаний о правах человека. Научные концепции становятся основой доктрины о правах человека. Как представляется, появлению доктрины прав человека предшествует длительный период научных исследований, в ходе которых должны быть выработаны аксиомы теории прав человека.

В теории права обозначен ряд факторов, определяющих необходимость выделения самостоятельной науки — теории прав человека.

Во-первых, особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Теория прав человека должна сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире.

Во-вторых, в общественном сознании как дореволюционной, так и послереволюционной России, понятия прав человека не занимали сколько-нибудь значительного места; тем актуальнее становится вопрос о формировании науки о правах человека.

В-третьих, права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры, без освоения которой невозможно оценивать всю систему сложных политических, социальнопсихологических, социальных, экономических, международных отношений.

Права человека — исключительно важный и большой пласт общечеловеческой культуры, без которого очень трудно, а часто невозможно объективно оценить всю сложность и полноту разнообразных общественных отношений в политической, военной, социальной, национальной и иных сферах жизнедеятельности людей.

Права человека — исключительно важный консолидирующий общественный организм фактор. Формирование и укрепление уважения к правам и свободам каждого и всех, стимулирование стремления к активной защите своих и чужих прав и свобод есть непременное условие развития правовой культуры граждан, социальных групп, всего общества в целом.

Наука о правах человека в России проходит периоды своего полноценного становления и развития, поскольку, как отмечают ученые, каждый период общественного развития создает свои проблемы, и человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

Учитывая изложенное, следует констатировать, что необходимость формирования науки прав человека основывается на интеграции и обобщении выводов разнообразных общественных и естественных наук. Выводы этой науки существенны при рассмотрении проблем, связанных с соблюдением прав человека.

2.  Предмет науки теории прав человека и учебной дисциплины

Наука прав человека представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Это комплексная отрасль, собирающая и обобщающая достижения многих других научных областей.

Прежде всего, наука прав человека синтезирует положения различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, семейного, процессуального и др., она соотносит национальные нормы с международными стандартами, интегрирует разнообразные выводы и оценки, даваемые гуманитарными и общественными науками (теорией государства и права, философией, этикой, культурологией, психологией, политологией, социологией, экономикой, др.), заимствует результаты исследований, появляющиеся на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (биоэтики, генетики, биологии, антропологии, экологии, медицины и т.д.). Эта отрасль знания перемешивает научные цехи, образуя единую, как бы диффузионно-сращенную науку.

Наука прав человека является системной наукой. Она состоит из разделов (институтов), направленных на понимание и объяснение идеи прав человека, ее социальной ценности и назначения, разнообразных учений о правах человека; системы взаимосвязей прав с другими социальными явлениями, каталога прав и свобод, их содержания, форм проявления, отличий от смежных категорий (субъективных прав, прав гражданина и др.). Она (наука) состоит из конкретноисторических причин возникновения прав человека, условий настоящего существования и будущих перспектив, универсальной и социокультурных форм бытия прав, условий и способов реализации прав и гарантий их осуществления, причин нарушения человеческих прав и программ их устранения, механизмов и процедур защиты прав человека, восстановления нарушенных прав, совершенствования этих механизмов, формирования культуры прав человека, гражданского и нравственно-правового сознания.

Предмет науки — это определенный круг вопросов, которые подвержены ее изучению. В свою очередь, предметом науки прав человека является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, — права человека.

Следует заметить, что в различные эпохи проблема прав человека, оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское направление.

Под предметом учебной дисциплины понимается круг вопросов, которые она изучает.

Предметом учебного курса «Права человека» являются общественные отношения, складывающиеся по поводу возникновения, закрепления, регулирования, охраны и защиты прав и свобод человека. Для того чтобы изучить этот предмет, необходимо использовать многие правоведческие понятия, понятия философии, социологии, политологии, психологии, а также определенные методы.

Существует несколько определений предмета учебной дисциплины «Права человека». Так, Е.А. Лукашева определяет в качестве предмета одну из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающую самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, — права человека. По мнению В. М. Капицына, предмет «Права человека» как учебной дисциплины — это общественные отношения, складывающиеся по поводу закрепления, регулирования, охраны и защиты прав и свобод человека.

Следует отметить, что последнее определение более точно отражает специфику и сущность изучаемого явления, поскольку именно в процессе общения между людьми возникает необходимость правового закрепления и регулирования прав человека, а также их охраны и защиты.

В рамках учебной дисциплины «Права человека» изучаются права и свободы человека и гражданина, закономерности их исторического развития, способы применения международно-правовых норм в праве разных государств, проблемы прав и свобод человека во всем их многообразии, универсальные механизмы их гарантий, а также экономические, социальные, политические, культурные и иные факторы, оказывающие влияние на права и свободы.

Учебная дисциплина «Права человека» призвана показать обучающимся, что права и свободы человека — это сложное, многогранное явление, возникшее в результате длительного исторического развития, его величайшая социальная ценность. Изучение дисциплины позволит студентам усвоить взаимосвязь права и закона, прав человека и прав гражданина, прав и обязанностей людей.

Как справедливо отметил Ф.М. Рудинский, учебная дисциплина «Права человека» является самостоятельной отраслью знаний, необходимых для целостного рассмотрения социального бытия человека, развития его гуманистического мировоззрения и коренного поворота к улучшению профессиональной подготовки педагогов в условиях демократизации общества и системы образования.

Таким образом, цели преподавания учебной дисциплины «Права человека» сводятся:

  • к повышению правовой культуры студентов — будущих специалистов в государственных и коммерческих организациях, от которых будет зависеть правовая система государства, в частности соблюдение и защита прав человека;
  • формированию гуманистического мировоззрения студентов, освоению ими демократических навыков, воспитанию чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, необходимых для каждого свободного человека;
  • привитию студентам глубокого понимания и уважения как собственных прав и свобод, так и прав и свобод других людей.

Достижению поставленных целей преподавания способствует решение следующих основных задач:

  • профессиональная педагогическая помощь в овладении знаниями о правах человека;
  • воспитание чувства уважения к людям, их правам, интересам, достоинству;
  • формирование навыков самостоятельной защиты своих прав и свобод от любого беззакония и произвола, в том числе органов государственной власти и третьих лиц.

Изучение прав человека базируется на знаниях по юриспруденции, истории, философии, культурологии, политологии, социологии, экономике, этике, морали.

Возвращаясь к истории, следует отметить, что первая кафедра прав человека появилась в СССР в 1989 г. в Волгограде при Высшей следственной школе МВД СССР (возглавил ее Ф. М. Рудинский), затем в 1994 г. были созданы: кафедра прав человека ЮНЕСКО в МГИМО, кафедра гуманитарного права в РГГУ, институт и кафедра прав человека в МГСУ. Обсуждение и споры по поводу того, являются ли права человека учебной дисциплиной и как следует их преподавать в вузах, долгое время шли на страницах журнала «Государство и право». В настоящее время ведущими учеными-правоведами активно разрабатываются учебно-методические комплексные издания и пособия по правам человека. Необходимость введения и преподавания такого курса очевидна и способствует целостному рассмотрению социального бытия человека, развитию гуманистического мировоззрения, расширению познания в области прав человека.

Как считают отдельные ученые, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самостоятельной науки и учебной дисциплины теории прав человека, и последовательно доказывают эту мысль. Это особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии взаимодействия между индивидом, обществом и государством [1].

Необходимо констатировать, что для России крайне важны понятия прав человека. Заметим, что в российской культуре права человека не занимали значительного места, были на протяжении многих десятилетий недооценены и проигнорированы. В настоящее время, несмотря на произошедшие перемены, в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам и главное — понимание того, что эти права означают и какова их ключевая роль. Тяжелая ситуация с правами человека, которая создалась в современной России, это закономерный результат ее предшествующего исторического опыта.

Важная задача учебной дисциплины «Права человека» — помочь студенту систематизировать уже имеющиеся и овладеть новыми знаниями в этой области и существенно расширить кругозор и понимание того, каким должно быть демократическое правовое государство и гражданское общество.

3.  Методы и источники прав человека

 Методы — это совокупность приемов, правил, способов, с помощью которых происходит процесс получения объективно истинных знаний.

Методом науки прав человека являются приемы и способы, с помощью которых всесторонне изучается понятие прав человека, их признаки и свойства, формы и способы их законодательного закрепления и реализации.

К методам науки прав человека, в частности, относятся:

  • системный, подразумевающий научное познание прав и свобод человека как единого целого;
  • сравнительный, предполагающий сопоставление национальных законодательств в сфере прав человека между собой и с международно-правовыми нормами, выявление их общих черт и различий;
  • логический — средства и способы логического научного изучения проблем прав и свобод, основывающиеся на общезначимых формах, необходимых для рационального познания в любой области, в том числе и при изучении проблем прав и свобод человека.

Мировоззренческая платформа исследователя (преподавания) — философские взгляды, в которых выражаются воззрения на природу и социальную роль прав и свобод человека. Основные подходы: естественно-правовой (теологический или материалистический аспекты), позитивистский, диалектический, метафизический, идеалистический, релятивистский. Каждая такая позиция позволяет по-разному (часто в совершенно полярных категориях, противоположных точек зрения) взглянуть на природу, генезис, значение и роль прав человека.

Различают следующие методы:

  • методы исследования;
  • методы изучения;
  • методы правового регулирования.

Методы исследования и методы изучения взаимосвязаны, имеют общие черты и различия.

Методы исследования необходимы при обращении к более сложному научному объекту, например, при написании научной статьи, диссертации.

Методы изучения учебного предмета более просты, не погружают глубоко в систему логических связей типа: причина — следствие, факт-отношение и т.д.

К наиболее общим методам исследования и изучения прав человека относятся следующие: логический, структурный, исторический, системный, функциональный, ценностный, антропологический.

Критерием теории выступает практика, для изучения которой также необходимы особые методы: формально-юридический, сравнительный, статистический, конкретно-социологический, правового эксперимента, метод правового прогнозирования и др.

Необходимо различать источники изучаемого предмета как науки, института права и учебной дисциплины.

Источники науки о правах человека можно разделить на социальные, исторические и формально-юридические.

Источники института права представляют собой:

  • формально-юридические источники — законы, договоры, другие акты, которые охраняют и защищают права человека;
  • неформализованные источники — принципы и правовые доктрины, которые получают свое выражение в религиозных и политикоправовых учениях.

Источники учебной дисциплины о правах человека подразделяются:

  • на научные и учебные источники — монографии, статьи, учебники, хрестоматии, антологии;
  • формально-юридические источники:
  • правовые нормативные акты (конституции, законы и подзаконные а к ты;
  • международные договоры и конвенции;
  • судебные прецеденты, связанные с деятельностью Европейского Суда по правам человека;
  • правовой обычай;
  • юридическая практика;
  • неформализованные источники: принципы гуманизма, демократизма, справедливости, равенства граждан перед законом, приоритета достоинства человека, законности и др.

В юридической литературе отсутствует единство мнений относительно источника прав человека. Существуют следующие подходы по этому вопросу: естественно-исторический, позитивистский, классовый (марксистский).

Согласно естественно-историческому подходу источником прав человека выступают неотъемлемые свойства каждого человека и его основные потребности в поддержании безопасности, свободы, достоинства, сопротивления угнетению и т.д. Этот подход акцентирует внимание на свободе и автономии личности, ее индивидуальности.

В свою очередь, согласно позитивистскому подходу источником прав человека является государство, которое дарует их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции,  т.е. оно определяет целесообразность и разумность введения тех или иных прав и свобод.

Классовый (марксистский) подход к правам человека заключается в том, что источником выступает воля экономически господствующего класса.

4.  Конституционные принципы прав человека

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его визитной карточкой, показателем цивилизованности. Этот показатель служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления, и в то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, независимости.

Действующая Конституция РФ впервые за многолетнюю историю признает высшей ценностью права и свободы человека. Все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень и не могут ей противоречить.

Права человека являются неотъемлемой частью культуры наций, высшим проявлением нравственно-правовых идеалов человечества.

Среди духовных ценностей современного мира они занимают одно из наиболее значимых мест. Именно права человека становятся важным показателем развития стран, ориентирующихся на демократические ценности, скрепляя все системы жизнеобеспечения человеческого сообщества и выступая важнейшим фактором стратегии мирового устойчивого развития.

Особая значимость прав человека — в жизни современного общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индивидами, социальными группами, государствами, между личностью и государством.

Общая теория формулирует основные принципы соблюдения и защиты прав человека и гражданина как ценностные ориентиры в современном мире, закрепляющиеся в конституционных актах демократических государств и международных документах.

Принцип права — императивная норма, имеющая более высокое значение в правовой системе, нежели иные правила, поскольку именно он определяет смысл и содержание нормативных правовых актов; на него вправе опираться правоприменитель, когда сталкивается с пробелом в праве. В то же время принципы — это идеальные установки, определяющие смысл и содержание нормативно-правового регулирования тех или иных общественных отношений, но в праве возможны и отклонения от них.

Принципы прав человека — это основополагающие начала, обеспечивающие единство самого понятия права человека и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости.

Конституционные принципы прав человека—это закрепленные в конституции страны основополагающие начала, постулаты, на которых построена система прав человека, обеспеченные особыми государственными мерами охраны и защиты.

Принципами прав человека являются следующие:

  • принцип нравственного и глобального гуманизма. От него производны остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность;
  • принцип уважения человеческого достоинства — утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максимум основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство ненарушимое; предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства»;
  • принцип свободы прав человека — выражает идею защиты человека от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Человек свободен, только если способен сообразовывать свое поведение с законами человеческой природы. Абсолютная несвобода порождает полную безответственность;
  • принцип равноправия. Это важное условие межличностных отношений, в которых проявляется признание в каждом человеке личности и полноправного члена человеческого союза. Правовое равенство представляет собой универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей. Равноправие — принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т.п.;
  • принцип солидарности прав человека. Солидарность основывается на взаимном признании прав, на обязанностях и ответственности. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку;
  • принцип демократии. Его главный смысл для прав человека связан с характеристикой особой социальной среды (общественными отношениями, которые гарантировали бы права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики политического участия и гражданственностью личности;
  • принцип толерантности (терпимости) — особый принцип прав человека, утверждающий уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения;
  • принцип справедливости. Как отмечал Аристотель, справедливость — это некая середина между излишком и недостатком. Справедливость — понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности межличностных и общественных отношений. Справедливость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью, что будет свидетельствовать о наличии справедливости.

Выделяются следующие конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина:

  • всеобщность и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами. Принцип неотчуждаемости имеет два значения: государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы; человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права;
  • единство прав, свобод и обязанностей, согласно которому любые субъективные права человека и гражданина практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения;
  • равенство всех перед законом — наделение государством всех без исключения своих граждан в равной мере правами и обязанностями;
  • непосредственное действие. Независимо от существования нормативных правовых актов, конкретизирующих основные права человека, государственные органы обязаны их соблюдать;
  • гарантированность и защищенность государством — создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для реализации прав и свобод и действенных механизмов их защиты.

Эти принципы определяют основные направления политики Российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются основой его правового статуса.

Несмотря на то, что термины «права человека» и «права гражданина» употребляются вместе, однако они не совпадают. Это обусловлено тем, что индивид вступает во взаимоотношения с обществом и государством в статусе человека и гражданина, преследуя каждый раз конкретные интересы. Человек как родовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональных свойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии, обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой, национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности.

Права человека проистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором проживают. Права человека характеризуют индивида как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

В качестве гражданина индивид проживает на определенной территории, что обусловливает его принадлежность к государству. Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера, как права человека, являются позитивными и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству.

В конституциях многих стран проводится четкая грань между правами человека и правами гражданина. Так, когда речь идет о человеке как субъекте прав, употребляются следующие формулировки: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек».

Например, Конституция РФ в главе 2 использует такие формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется». Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящемся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

Обратите внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.:

  • «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9);
  • «Никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11);
  • «Все лица равны перед судами и трибуналами».

Эти и другие личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства.

В юридической литературе общепризнано положение о том, что права гражданина — это такие права человека, которые находятся  под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав человека, законодательное закрепление их в нормативных правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они становятся правами граждан.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Когда речь идет о правах гражданина, то в текстах конституций прямо говорится: «гражданин имеет право», «гражданин может». Иногда вместо слова «гражданин» в конституциях ряда стран указывается принадлежность к нации: «все немцы», «каждый испанец».

Следует отметить, что в наше время деление прав на права человека и права гражданина все более утрачивает свой смысл, так как прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, одновременно выступают и в качестве прав гражданина.

Государственное признание прав человека происходит путем юридического закрепления их в национальном законодательстве (прежде всего в конституциях). Это порождает юридическую категорию основных прав и свобод гражданина. В этом плане основные права и свободы гражданина — юридическая форма взаимоотношений государства и личности в рамках определенной социальноэкономической и политической системы по обеспечению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях под основными правами человека понимают права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых актах по правам человека, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 г., Европейской социальной хартии 1961 г.

Международные пакты имеют обязательную силу для государств, которые к ним присоединились. В содержательном плане пакты не отличаются от Всеобщей декларации прав человека, лишь расширяя и конкретизируя ее положения.

Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.

Выделение категории основных прав и свобод человека не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым. Речь идет о том, что основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

От основного права может отпочковаться значительное количество других прав индивида. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через посредство свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права:

  • право на участие в самоуправлении;
  • право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании;
  • право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей;
  • право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего, и т.п.

Часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право, порождающее целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других нормативных актах.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Надо сказать, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они ограничивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.

Однако термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…» (ст. 28 Конституции РФ); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ).

Свободы человека — это сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контуры, территорию, на которых человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Свобода — это дозволение делать все, что не запрещено законом.

Термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). В правах человека фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права, им можно воспользоваться, реализовать его либо нет.

Следует констатировать, что четкое разграничение между правами и свободами провести трудно.