Права человека в истории мировой философской и политико-правовой мысли

1.  Понятие и сущность прав человека

Как свидетельствует история, понятие прав человека начало возникать еще в Средние века в виде приемлемых стандартов поведения, а оформилось уже в XVIII в. в результате принятия конституций многими западными странами. Генезис прав человека оказал значительное влияние на развитие всемирной истории.

Возникновение понятия «права человек» связано с возрождением естественного права, общепринятого принципа вечности и незыблемости прав человека. Исходя из идеи естественного права, наряду с писаным правом, состоящим из совокупности законов, действует моральное право, проистекающее из самой сущности человека, его разума, отличающего его от остального мира. Значительную часть содержания естественного права составляют права человека. Разделение правовой материи на две части: право земное, мирское, которое осуществляет государство, и право духовное, исходящее от природы и божества, — эта та действительность, которая сопровождала в разное время процесс развития правовых институтов и систем, в том числе и института прав человека.

Еще в V—VI вв. до н.э. древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют обусловленные природой одинаковые права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, отражающее природу самого человека и основанное на любви к самому себе.

В период феодализма многие естественно-правовые идеи были обличены в религиозную оболочку. Позднее они нашли свое отражение в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта и других мыслителей. Постепенно в связи с развитием общественных отношений права человека из идеальной категории переходили в реальную действительность, получали закрепление в государственно-правовых и международных документах, выступали параметром демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

В числе первых юридических документов, отражающих основополагающие права человека, следует указать Вирджинскую декларацию 1776 г., положенную в основу Билля о правах конституции США 1791 г., а также французскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1789 г. В систематизированном виде права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Декларация изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. Так, человек перестал быть послушником своевольного правителя, а стал личностью, свободной от вмешательства государства, и наделенный право на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод.

Несомненную роль в обеспечении гарантий осуществления прав и свобод занимают Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. О соблюдении прав человека отражено в Декларации прав человека и гражданина 1991 г. и Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Всеобщая декларация прав человека явилась первым документом в истории международного гуманитарного права, провозглашающим и реализующим принцип универсальности прав человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей, провозглашающих неотъемлемые и нерушимые права человека. На протяжении всего периода действия Всеобщая декларация прав человека оставалась и по-прежнему остается в центре внимания как государств, так и ученого мира, в котором преобладают споры о значении документа. Как правильно отмечают ученые-исследователи, роль и правовое значение Всеобщей декларации варьируются между двумя крайними точками зрения: на одном полюсе находятся представления о данном документе с уникальным статусом символа морального консенсуса всех государств, отправной точке создания современного режима прав человека; на другом полюсе расположена оценка этого документа как акта, символизирующего политическое установление западными странами своих намерений в отношении правопорядка в их понимании.

Значение Всеобщей декларации прав человека велико и неоспоримо. В этом беспрецедентном документе были провозглашены личные (гражданские) права (например, право на жизнь, равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.) и социально-экономические права человека (право на труд, социальное обеспечение, отдых и др.).

Всеобщая декларация прав человека построена на основополагающем принципе, согласно которому в основе прав человека лежит достоинство, присущее каждому человеку. Этого достоинства и вытекающего из него права на свободу и равенство не может быть лишен никто.

Всеобщая декларация прав человека получила всеобщее признание на уровне международного обычая. Многие государства включили ссылки  на Декларацию или ее положения в свои основные законы или конституции. Большинство пактов, конвенций и договоров по вопросам прав человека, заключенные после 1948 г., основываются на ее принципах.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российском государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Существуют различные подходы к определению прав человека.

Права человека — это:

  • неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах;
  • возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;
  • пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;
  • способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию.

Права человека — это вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными социальными благами и условиями безопасного, свободного существования в государственно-организованном обществе.

В этом определении акцент делается на объективном характере прав человека.

Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, выражающие ее свободу и являющиеся неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека представляют сложный общественный феномен, неоднозначно толковавшийся и определявшийся на протяжении всего периода своего существования. Касательно этого понятия имеется множество подходов к его определению и представлению о правах человека.

Права человека — это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственноорганизованном обществе. В данном определении подчеркивается ответственность государства за реализацию прав человека, а также гарантии, обеспечивающие их беспрепятственное осуществление.

Как видим, однозначно определить права человека невозможно, так как это сложное комплексное социальное явление, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания.

Права человека — разновидность субъективных прав личности, им присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:

  • признаются высшей социальной ценностью;
  • права человека имеют естественный характер (как воздух, земля, вода) и возникают в результате самого факта рождения человека;
  • они неотчуждаемы, неотъемлемы;
  • их содержание детерминируется условиями социальноэкономического, политического и культурного развития общества;
  • они опосредуют отношения личности с государством в целом, с международным сообществом;
  • права человека выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
  • они складываются объективно и не зависят от государственного признания;
  • права человека не ограничиваются территориальными или национальными рамками;
  • они являются непосредственно действующими, т.е. для их реализации или защиты не обязательно принятие (издание) государством дополнительных законов или иных нормативных правовых актов. Лицо может осуществлять права (защищать), ссылаясь непосредственно на нормы Конституции РФ;
  • права человека зафиксированы не только в нормах внутригосударственного конституционного, административного, гражданского, но и в нормах международного публичного права;
  • их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства;
  • механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

Концепция прав человека заключается в том, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом, определяющие в позитивном смысле главные направления деятельности государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности, означающие, что каждая личность — субъект комплекса принадлежащих ей прав сама решает, как ими пользоваться.

Следует отметить сложность понятия прав человека. Как считают некоторые ученые, права человека стоят на пересечении притязаний отдельного человека к государству, с которым данный человек находится во властеотношениях. В свою очередь, в отношениях между физическими лицами и/или юридическими лицами, действующих в определенной сфере, имеется проблема обязательного действия прав человека по горизонтали [1].

Понятие права человека в общественной жизни имеет особое значение и выражается как основное условие становления человека человеком; как основная потребность, удовлетворение которой делает человека человеком; как развитие и реализация человеческих способностей; как способ существования человека.

На протяжении всего исторического процесса человеку были присущи стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выделяющие, во-первых, способность человека к членораздельной речи и, во-вторых, способность к общению и совместной целесообразной деятельности.

Права человека опираются на принцип равного достоинства всех людей. Во взаимосвязи личности и общества достоинство имеет и нравственный аспект. Все права складываются в систему прав человека, составляющую единое целое и состоящую из взаимосвязанных прав. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеет всемирное значение для человека, так как предстает средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

По своей сути права человека нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального развития личности, для обеспечения ее свободы и достоинства, на которые ни государство, ни какие-либо организации и объединения, ни другие индивиды не имеют право посягать. Это определяется рядом следующих причин:

  • права человека принадлежат ему от рождения, поэтому являются естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми;
  • права человека универсальны, носят всеобщий характер, основаны на принципе равноправия;
  • права человека — высшая ценность, их уважение, соблюдение, защита являются обязанностями государства, призванного ограждать личность от каких бы то ни было незаконных посягательств;
  • права человека фиксируют границы свободы человека;
  • права человека являются средством контроля за властью, ограничителем всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
  • обеспечение прав человека не должно сопровождаться ущемлением, дискриминацией лица по какому бы то ни было основанию
  • национальной либо религиозной принадлежности, полу, языку, социальному положению;
  • осуществление индивидом прав человека не должно нарушать права, законные интересы и свободы других лиц;
  • права человека едины на всей территории государства и содержатся в конституции страны, важнейших международно-правовых актах по правам человека;
  • права человека обеспечены законом.

Содержанию прав человека присущи различные аспекты: нравственный, политический, социально-экономический, духовные, религиозные, а также правовые аспекты. Суть последних заключается в том, что права человека являются юридической категорией, зафиксированной нормами как международного, так и внутригосударственного права (конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и др.).

2.  История возникновения идей и представлений о правах человека

 Идея прав человека возникла многие столетия назад в различных регионах мира. Зародилась она в разнообразных философских, социальных, религиозных и политических движениях, а также в недрах юридических учений. Постепенно идея прав человека превратилась в концепцию единых правовых принципов и норм, касающихся всех людей, независимо от того, где они живут и кто они.

В Древнем мире были выдвинуты идеи:

  • равноправия (Перикл, Демосфен): все равны от рождения и имеют естественные, обусловленные природой, права (софисты);
  • идея о долге гражданина (Демокрит — V—V вв. до н.э.) каждый гражданин должен заботиться о благополучии полиса. При этом связь между гражданами и полисом носит характер нравственного, а не правового отношения;
  • идея о незыблемости закона в обществе (Гераклит — VI—V вв. до н.э.): народ должен сражаться за закон. Закон — это некое разумное начало, которое надо выразить в позитивном законе;
  • идея договорного происхождения государственной власти и равенства всех перед небом (Мо Цзы — V в. до н.э.);
  • гражданская идея, т.е. представление о гражданине, наделенном определенным комплексом прав и обязанностей. Гражданин полиса должен был жить для государства. Частная жизнь служила только средством исполнения гражданских обязанностей (VI—V вв. до н.э. в античных полисах Древней Греции и Древнего Рима).

В истории становления естественного права особое место занимал древнегреческий мыслитель Аристотель. Свой взгляд он изложил в следующих трактатах: «Политика», «Афинская полития», «Этика» и др. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он различал естественное право — право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его, и условное право (позитивное), то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, то это безразличие прекращается. Аристотель считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Огромный вклад в распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внесло Христианство. Оно обращается к внутреннему миру человека, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческой индивидуальности. Христианство требует уважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богом по своему образу и подобию. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей.

Личность в условиях Средневековья еще недостаточно индивидуализирована. Все ее действия подчинены праву и обычаю. Личность всегда от кого-то зависима: каждый имел своего господина, с одной стороны, а с другой, — возникающие корпорации (рыцарские ордена, монашеские ордена, объединения торговцев, ремесленников) делали личность равной среди членов данной корпорации. Это равенство было жестко регламентировано законами и обычаями.

Идея всеобщего равенства людей продолжала развиваться в средневековье в творчестве религиозных авторов и юристов. В 1215 г. появился самый значительный правовой документ Англии — Великая хартия вольностей, которая ограничивала права правителя. В ней было признано, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут какому-либо наказанию не иначе как по приговору суда (ст. 39). Главное назначение Великой хартии вольностей — в закреплении положения о господстве закона даже над своим королем.

Теория прав человека  была  разработана  в  трудах  Г.  Гроция,  Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо,    Т. Пейна, Т. Джефферсона и других мыслителей.

Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

По Гроцию, источник естественного права — человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Г. Гроций определяет предписания естественного права: воздержание от чужого имущества; возвращение чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды; обязанность соблюдать обещания; возмещение ущерба, причиненного по вашей вине; воздаяние людям заслуженного наказания.

Волеустановленное право делится на человеческое и божественное. Оно должно соответствовать предписаниям естественного права.

«Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом…».

Главную задачу государства Т. Гоббс видел в защите людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы «…жить в довольстве…».

Государство должно гарантировать свободу подданным, т.е. право делать все, что не запрещено законом, правилами, утвержденными сувереном. Это — свобода покупать и продавать; заключать договоры друг с другом; выбирать местожительство, образ жизни; воспитывать детей по своему усмотрению и др.

Дж. Локк обосновывает необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского общества и государства. Как утверждал Дж. Локк, право на жизнь, свободу, собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради защиты этих прав люди объединились в политическое или гражданское общество. Такого рода общество и есть государство с его аппаратом, государственными органами и чиновниками. Государство создается людьми для того, чтобы защитить свои естественные права и свободы. Люди уполномочивают государство создать законы, которые отвечали общему благу и защищали интересы каждого человека. В свою очередь граждане обязуются нести перед государством разного рода повинности (обязанности) и обеспечить его существование. В этом заключается важнейшее положение общественного договора, на основе которого учреждается государство.

Учение Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре отличается от взглядов Гроция, Гоббса и Локка. Так, Руссо считал возможным заключение между представителями самого договора, при котором каждый гражданин оставался бы свободным и пользовался соответствующими политическими правами. Другими словами, Руссо считал, что надо найти такую форму ассоциации или общественного соединения, которая защищала и охраняла бы всей общей силой личность и имущество каждого члена. При этом каждый человек повинуется только себе, оставаясь свободным, как и прежде. Толкование Ж.-Ж. Руссо проблем свободы и прав человека, социального равноправия и равенства послужило отправной точкой для целого ряда положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. — политического манифеста Великой Французской революции.

Содержание Декларации отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения — свободу, равенство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона, права человека. Французская декларация видит цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход — это революционный поворот в общественном сознании: индивид ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, теперь приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную законом, он получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека произошло в США. Учение естественного права было развито Т. Пейном и Т. Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. В 1776 г. принята Декларация независимости США, которая была в основном написана Джефферсоном. Историческое значение Декларации независимости США определялось не только тем, что было провозглашено рождение нового государства, но и тем, что Т. Джефферсоном были сформулированы общефилософские принципы свободы человека, ставшие с тех времен движущей силой развития западного общества. Процесс становления гражданских прав и свобод продолжился, и об этом свидетельствует

Конституция США, принятая в 1787 г. Проект конституции был подвергнут острой критике, в частности, потому, что не содержал раздела (билля) о правах, тогда как гарантии прав и свобод человека были зафиксированы в конституциях всех штатов. В конечном счете, Билль о правах был утвержден Конгрессом США в 1789 г. К декабрю  1791 г. его (10 поправок к Конституции) ратифицировали штаты. Если принять во внимание, что в основу Конституции США заложена идея разделения властей, а также верховенство Конституции над обычным правом, то можно заключить, что именно в США впервые в мире институт гражданских свобод получил наиболее полное правовое оформление.

Концепция прав человека в трудах русских юристов XIX— XX вв. (Б. Чичерин, Б. Кистяковский, П. Новгородцев и др.). Борис Николаевич Чичерин (1828—1904) — правовед, историк, политический и общественный деятель — считал, что из самой природы государства возникает гарантия личной (гражданской) и политической свободы. Политическая свобода рождает отношения власти и подчинения, а личная свобода рождает отношения независимости. Поэтому гражданская свобода должна быть шире свободы политической.

Среди гарантий гражданской (личной) свободы Б. Н. Чичерин называл главной следующую: личность и собственность должны быть поставлены под защиту независимого суда, а гражданин должен получить право требовать этой защиты.

Другими гарантиями выступают суд и принцип несменяемости судей; политическая свобода, т.е. участие граждан в общих делах, прежде всего в государственной власти.

Общество он рассматривает как «совокупность частных отношений между людьми, подчиняющимися общей политической власти». Эта совокупность, управляемая нормами частного права, именуется гражданским обществом. И если общее благо — это первая цель государства, то частное благо — первая цель гражданского общества.

Среди приоритетных личных прав и свобод Чичерин называл:

  • признание неприкосновенности лица в физическом и духовном смыслах;
  • свободу совести как основу человеческого достоинства;
  • право союзов;
  • право защиты чести;
  • право действовать по своему усмотрению, не нарушая чужого права и общих постановлений;
  • право распоряжаться своей собственностью.

Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — философ, правовед, ученый, общественный и политический деятель, блестящий преподаватель. По его мнению, бесспорными принципами будущего государства должны стать; а)  соблюдение  прав  отдельной  личности;  б) соблюдение прав народов в целом и других государств.

Государство во имя права допускает как границу своего господства свободную человеческую личность, признавая священность области личного самоопределения.

Постоянным элементом в праве выступают у Новгородцева П.И. права личности, являющиеся материальным пределом законодательной власти государства. Необходимость таких твердых пределов как элементов правопорядка закономерно нашла отражение в идее конституции и ее гарантий прав личности.

Права и свободы личности получают характер прав только при условии государственного признания, которое возможно при самоограничении государства этими правами. Признание свободы личности выступает, таким образом, как отречение государства от предыдущих посягательств на права лиц и подтверждение этих прав на будущее.

Богдан Александрович Кистяковский (1868—1920) — известный русский правовед, социолог, представитель неолиберализма, создатель оригинальной концепции правового социализма — рассматривает вопрос о конституционных гарантиях прав и свобод в государстве следующим образом.

  1. Первой гарантией должно стать ограничение государственной власти. В правовом государстве подобное ограничение предполагало признание, регламентацию неотъемлемых, неотчуждаемых и неприкосновенных прав личности и, соответственно, сферы самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не может вторгаться. Среди неотъемлемых прав личности приоритетными Кистяковский Б.А. считал свободу совести, религиозную свободу, следствием которой являются свобода слова, печати, союзов, собраний.
  2. Второй гарантией гражданских прав должно быть обеспечение неприкосновенности личности, жилища, переписки, для этого компетенция органов государственной власти по пресечению нарушения законов должна быть ограничена строгими рамками закона (принцип подзаконности власти).
  3. Третьей гарантией прав личности должно быть, по его мнению, наличие гражданского общества. По убеждению Кистяковского Б.А., «органы государственной власти бывают действительно связаны с законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделенные субъективными публичными правами» [2].
  4. Четвертой гарантией прав личности должно быть, народное представительство, выполняющее законодательную функцию как соучастник власти, так как престиж конституционной государственной власти определяется поддержкой этой власти в народе. Тем самым Кистяковский Б.А. разрабатывал теорию параллельного развития институтов гражданского общества и правового государства.

3.  Права человек в советском обществознании и праве

 Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям.

  1. Конституция РСФСР 1918 г. Главную ее основу (раздел I) составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г., принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. В ней законодательно подтверждались завоевания трудящихся в первый период существования советской власти, провозглашались основные принципы и задачи Советского государства, были сформулированы основы национальной политики и впервые законодательно закреплена одна из форм национальногосударственного устройства — социалистическая федерация.

В разделе II провозглашалось: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России». И в том же разделе установлены политические и гражданские личные свободы:

  • в ст. 13 — свобода совести, для реализации которой церковь отделяется от государства и школа — от церкви, а свобода религиозной пропаганды признается за всеми гражданами;
  • в ст. 14 в целях обеспечения действительной свободы выражения своих мнений в руки рабочего класса и крестьянской бедноты передаются все технические и материальные средства для издательской деятельности. Причем государство обеспечивает свободное распространение по всей стране печатных изданий;
  • в ст. 15 для обеспечения за трудящимися свободы собраний в их распоряжение передаются подходящие для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением, отоплением;
  • в ст. 16 в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов государство оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации;
  • в ст. 20 всеми политическими правами, которые предоставлены трудящимся всех наций России, государство наделяет и иностранцев, проживающих на ее территории. Причем местным Советам дано право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства.
  1. Конституция СССР 1924 г. С образованием в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) возникла потребность в принятии общесоюзной конституции, которая послужила бы законодательной основой для развития и укрепления единого союзного советского многонационального государства. Она была принята 31 января 1924 г. II съездом Советов СССР и ознаменовала собой новую ступень в развитии страны, оформив добровольное объединение республик в единое Советское государство. В Конституции 1924 г. уже не содержалось декларации прав, а из прав человека в ней были провозглашены лишь национальная свобода, равенство, единое союзное гражданство. Наряду с этим в Конституции СССР 1924 г. отдельная глава была посвящена учреждению с целью борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), которое руководило репрессиями, попирающими все человеческие права.
  2. Конституция РСФСР 1925 г. была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. Данная Конституция (ст. 1) исходила из Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г. и из основных начал Конституции 1918 г., ставя своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма.

Конституция 1925 г. четко закрепляет, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют «собственность рабоче-крестьянского государства» на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

Впервые глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР с учетом новейших достижений европейского и американского конституционного права. В теоретическом плане это было серьезным достижением советского права, а в практическом — формальностью, созданной исключительно в идеологических, пропагандистских целях доказать преимущество советского строя в условиях противостояния капиталистической и социалистической систем. В условиях раскулачивания, создания сети лагерей ГУЛАГ, депортации народов, т.е. ежедневного грубейшего нарушения прав человека появление этой главы было кощунственным.

  1. Среди прав, провозглашенных Конституцией СССР 1936 г., были следующие:
  • право на труд, которое ранее провозглашалось исключительно как трудовая повинность всего взрослого населения страны;
  • право на отдых: устанавливались ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы;
  • право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности;
  • право на образование: обязательным считалось начальное образование, образование могло быть только бесплатным, в том числе среднее специальное и высшее;
  • равные права мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни;
  • равноправие граждан СССР;
  • свобода совести, с этой целью церковь была отделена от государства; также провозглашалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды;
  • свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций;
  • право объединения в общественные организации;
  • неприкосновенность личности;
  • неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки; всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;
  • право убежища иностранным гражданам.

Среди обязанностей советского гражданина в Конституции СССР 1936 г. были названы: соблюдение Конституции, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, уважение правил социалистического общежития, укрепление общественной, социалистической собственности, всеобщая воинская обязанность. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: «Кто не работает, тот не ест».

Однако при изучении данной Конституции СССР поражает факт, что провозглашение демократических прав и свобод достаточно странно и нелепо сочеталось с тезисом о врагах народа — категорией отнюдь не демократического, а тоталитарного режима. Поэтому ст. 131, содержащая слова о том, что «лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа», перечеркивала и ставила под сомнение демократический характер Конституции СССР 1936 г.

Серьезные отступления от Конституции СССР 1936 г. последовали в 1940 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»:

  • рабочий день был увеличен до восьми часов (по Конституции СССР 1936 г. предполагался семичасовой рабочий день), рабочая неделя — до семи дней;
  • был запрещен самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое, что лишало работника права на выбор профессии и свободу труда.

Насилие, принуждение, репрессии, которые допускались советским правительством как методы внутренней политики, насаждения власти партийной диктатуры сопровождались массовыми казнями.

Декларативность, иллюзорность советского права вновь была подтверждена в конце 1930-х гг., когда включение в Конституцию 1936 г. раздела о правах граждан и личной свободе на практике сопровождалось беззаконием и террором. Уже в 1940-е гг., с расширением репрессивнокарательной политики по отношению к инакомыслящим, ужесточением тоталитарного режима проблема прав человека фактически была «закрыта», а право отождествлялось с законом и законодательством.

  1. Конституция СССР 1977 г. принята в октябре 1977 г. на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. В ее основу была положена концепция «развитого социализма».

Конституция СССР 1977 г. стала первой и единственной за весь советский период конституцией, включавшей в отдельном разделе, посвященном правам, свободам и обязанностям граждан, стандартный для развитых европейских стран комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла за гражданами СССР следующие права: равенство всех перед законом, равенство прав мужчин и женщин, равенство прав граждан различных рас и национальностей. Глава 7 Конституции «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» включала в себя: право на труд, право на выбор профессии, рода занятий и работы; право на отдых; право на охрану здоровья (это право было новым для советской конституции); право на материальное обеспечение в старости в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; право на жилище; право на образование; право на пользование достижениями культуры; свободу научного, технического и художественного творчества (это право также было новым для конституции); право на участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов, решений общегосударственного и местного значения; свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право объединения в общественные организации; свободу совести, неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища (новое для конституции право); тайну переписки, телефонных переговоров.

Наряду с государственной защитой прав и свобод граждан в Конституции СССР 1977 г. впервые за гражданами было закреплено право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ст. 57) и право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов (ст. 57). Наряду с этим Конституция СССР 1977 г. предусматривала также такое новое право граждан СССР, как право «на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей». Конституция СССР 1977 г. впервые закрепляла за гражданами СССР право на участие во всенародном обсуждении и референдуме.

Однако источником прав по-прежнему оставалось государство, а не сам гражданин, что обосновывалось неизменно преобладающей позитивистской трактовкой права в политической идеологии советского правительства.

Среди обязанностей граждан СССР, исполнение которых было неотделимо от осуществления ими прав и свобод, Конституция СССР 1977 г. провозглашала, в частности: добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, охрану социалистической собственности, воинскую обязанность, уважение правил социалистического общежития, уважение прав и законных интересов других лиц, заботу о детях, интернациональный долг и др.

  1. Конституция РСФСР 1978 г. по своей структуре и содержанию соответствовала Конституции СССР 1977 г., хотя и содержала ряд особенностей.

Глубокие перемены в общественном строе после 1985 г. в СССР и России, в особенности после провала августовского путча 1991 г., распада СССР, не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Она неоднократно и существенно менялась.

Поправки 1989—1992 гг. в Конституцию придали ей новые черты, в частности были провозглашены отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признаны идеологический плюрализм, концепция разделения властей. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г.

Однако, несмотря на серьезные трансформации в теории права, в советском законодательстве права и свободы граждан в СССР носили декларативный характер в условиях монополизации власти партийной бюрократией.

Новый этап в конституционном развитии России внесла Конституция Российской Федерации 1993 года, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Одной из особенностей Конституции РФ является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

Список литературы:

  1. Нерсесянц В. С. Философия права. М. : Инфра-М, 1997. С. 27—28.
  2. Сущность государственной власти / Б. А. Кистяковский. Ярославль : Тип. Губ. правл., 1913. С. 23.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *