Гражданское общество: основные подходы к определению понятия

Развитие гражданского общества в современной России стало одним из основных направлений государственной политики. О многоаспектности понятия «гражданское общество» говорят и даваемые ему определения, и основные характеристики его развития, и подходы к становлению современного гражданского общества в России.

Многие исследователи едины во мнении, что некоторые черты и характеристики гражданского общества, отраженные в трудах зарубежных и отечественных исследователей, соотносятся с исторической стадией развития государства и с уровнем социального и экономического развития в стране на определенном этапе ее политического развития.

Термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas (от civis – гражданин), обозначавшему гражданскую общину, члены которой (римляне) были субъектами римского гражданского права (ius civile). Латинские слова civitas, civis, ius civile имели единый смысл, без различения их политических и неполитических значений. Поэтому важно проводить градацию между неполитическим значением термина «гражданское общество» и политическим значением термина «гражданин».

Условно становление гражданского общества можно разделить на несколько периодов.

  1. Эпоха Античности. Платон впервые озвучил мысль «об идеальном человеческом обществе» и создал учение о нем. Ученик Платона Аристотель определил, что государство есть не что иное, как совокупность граждан и гражданского общества.
  2. Эпоха Средневековья. Гражданское общество определялось как что-то отличное от религиозных институтов, а государство рассматривалось как личное имущество короля.
  3. Эпоха ранней буржуазии, эпоха Возрождения. В этот период происходят радикальные изменения в жизни общества. Появляется так называемое третье сословие, которое впоследствии составит основу гражданского общества. Наиболее яркие представители этого периода – Никколо Макиавелли, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль Монтескье и другие.
  4. Эпоха расцвета буржуазного общества, эпоха Просвещения, стала отправной точкой в изучении гражданского общества, что связано с появлением труда шотландского философа и политика Адама Фергюсона (60-е годы XVIII века) «Опыт истории гражданского общества», в котором гражданское общество определялось как цивилизованное и как этап на пути прогресса и развития человечества. Представители данного периода – Адам Смит, Алексис де Токвилль, Фридрих Энгельс, Карл Маркс и другие. В XIX веке понятие «гражданское общество» получило главные характеристики:
    • это часть общества, независимая от государства;
    • гражданское общество обеспечивает права индивидов, в первую очередь право частной собственности;
    • независимо от государства в гражданском обществе действует много неправительственных организаций и частных фирм, которые между собой конкурируют.
  5. Эпоха XX века, разделившая права человека на права естественные и права гражданские. Итальянский политик и философ Антонио Грамши считал, что гражданское общество, как и государство, служит господствующему классу. Американец Йозеф Алоиз Шумпетер утверждал, что государство должно поддерживать функционирование гражданских институтов и участвовать в них в целях гарантии демократии; противодействия превращению одной из частей гражданского общества в разрушительную силу; обеспечения условий, не позволяющих подчинить себя рынку.
  6. Современная эпоха двойных стандартов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Нарушения международного законодательства, принятого после Второй мировой войны Организацией Объединенных Наций в сфере гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина.

В таблице приведены основные идеи живших в рассматриваемые эпохи мыслителей и их представления о сути и развитии гражданского общества.

Условные периоды становления гражданского общества

Мыслитель Основные идеи, сформулированные в определении гражданского общества
Эпоха Античности
Платон Общая теория гражданского общества. «Идеальное государство». Платон в общей теории гражданского общества первым сделал очень важный вывод о том, что кроме государством организованной формы есть и другие формы жизнедеятельности общества
Аристотель Прежде чем определить, что есть государство, говорил Аристотель, необходимо определить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Происходило лишь осознание роли ряда социальных факторов
Эпоха Средневековья
Русский историк

Тимофей Николаевич Грановский

(1813–1855)

Социальные основы гражданского общества в раннефеодальном государстве не осознавались. Частная собственность, обладание землею соединились с правами самодержавными
Эпоха ранней буржуазии, эпоха Возрождения
Итальянский мыслитель, политический деятель Никколо Макиавелли Провозгласил смену принципов: принцип традиционализма уступал место принципу личности. Из человеческих мотивов поведения на первое место выносятся два: страсть к приобретению и честолюбие
Английский философ Томас Гоббс Гражданское общество – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Считал, что в первую очередь люди руководствуются собственными интересами, выгодами, а уж затем объединяются ради политической деятельности, обращаются к общественным делам. Индивидуальное и частное является первичным; общественные интересы – вторичны и производны. Государство превалирует над гражданским обществом
Голландский политик, мыслитель Гуго Гроций Существовало такое «естественное состояние», когда не было неравенства, не было частной собственности и не было государства. Утрата человечеством этого «естественного состояния», стремление людей к объединению и общению и побудили их заключить добровольный договор о создании государства
Английский философ, политик, педагог Джон Локк Гражданское общество – это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы
Французский философ, политик Шарль Монтескье Гражданское общество – это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство
Эпоха расцвета буржуазного общества, эпоха Просвещения
Американский просветитель Томас Пейн Гражданское общество – благо, а государство – неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства. Написал трактат «О правах человека»
Немецкий философ Георг Гегель Гражданское общество – сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан
Немецкие экономисты и социологи Карл Маркс, Фридрих Энгельс Гражданское общество – сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство
Английский экономист, политик Адам Смит Определил роль индивида в качестве гражданина – члена определенного сообщества, находящегося во взаимоотношениях с государством
Французский политический деятель, лидер консервативной партии Алексис де Токвилль Считал, что никакому правительству не под силу стимулировать движение чувств великого народа, а равно и руководить всеми промышленными предприятиями. Следовательно, необходимо объединение и общение самих граждан. Таким образом, гражданское общество и демократическое правление взаимно обусловливают существование друг друга
Эпоха XX века, разделившая права человека на права естественные и права гражданские
Американский экономист, социолог Йозеф Алоиз Шумпетер На признании ядром политики гражданского общества основана социал-демократическая традиция. С помощью властных отношений политика пронизывает общественную жизнь и формирует облик гражданского общества
Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас Гражданское общество как всеобщий консенсус, достигаемый в рамках рационального дискурса, в ходе которого каждый его участник, отстаивая собственный интерес, стремится совместить его с общим нормативным стандартом
Французский философ, теоретик культуры, историк Мишель Фуко В гражданском обществе нет и не может быть универсального согласия, и сама идея консенсуса не отвечает принципам демократии
Современная эпоха двойных стандартов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

В современной науке выделяют разные подходы к определению понятия «гражданское общество». Более всего распространено определение гражданского общества как спонтанной организации граждан в виде неправительственных социально ориентированных организаций, в деятельность которых государство прямо не вмешивается.

Другой подход можно определить как политический, так как в дискуссиях о составе гражданского общества обозначилась проблема его соотношения с политической жизнью, особенно вопрос о месте политических партий в системе «государство – гражданское общество». При этом выделяют три аспекта:

  • а) гражданское общество есть совокупность неполитических отношений;
  • б) гражданское общество есть «политический феномен»;
  • в) гражданское общество включает в себя наряду с неполитическими и определенные политические отношения и организации. Западные теоретики в последнее время выделяют четыре основных концептуальных подхода.

Первый – подход к гражданскому обществу в контексте постсоциалистических преобразований, под которыми понимаются демократия и автономия личности, что, по мнению зарубежных мыслителей, приводит к формированию открытого общества.

Второй подход: гражданское общество как «третий сектор» в дополнение к государственному и рыночному секторам. К «третьему сектору» относят неправительственные организации, которые платят налоги, обеспечивают работой значительную часть населения и решают острые социальные проблемы.

Третий подход – это транснационализация гражданского общества. Под этим процессом понимается интеграция местных организаций гражданского общества в транснациональные сети гражданских активистов, которые могут столкнуться с последствиями от получения зарубежной помощи, особенно от США.

Четвертый подход – реализация концепции «негражданского общества» как одной из структур гражданского общества, включающего в себя разные социальные группы. Программы этих разных

социальных групп резко отличаются от западных, либеральных, демократических программ, бросают вызов западным ценностям и представлениям о гражданском обществе. Установлено, что современные негражданские общества возникают под предлогом заботы о безопасности и, в частности, борьбы с терроризмом. Правительства могут использовать борьбу этих групп с терроризмом с целью уничтожения политической оппозиции, контроля над гражданским обществом либо создания атмосферы подозрительности в отношении организаций гражданского общества.

Таким образом, сегодня существуют разные подходы к определению состава и функций гражданского общества. Во многом это обусловливается пониманием предназначения гражданского общества и его социальной роли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *